О-сенсей

Сертификат Хитохира Сайто

Интервью с Хитохира Сайто Сенсеем PDF Печать E-mail

Мы не должны прерывать традиции Основателя хотя бы потому, что люди из-за границы приезжают сюда. Хитохира Сайто родился в Иваме, где и начал свои тренировки в возрасте 7 лет, обучался под руководством Морихея Уесиба ещё ребёнком, и продолжил обучение у своего отца Морихиро Сайто Шихана. Посвятив себя сохранению духовной и технической традиции Айкидо О-Сенсея, Хитохира обладает высокой репутацией благодаря прекрасной технике и методике обучения в Японии, С.Ш.А., Европе, и Австралии. Мы могли ощущать переполняющую его любовь и глубокое уважение к его двум учителям (основателю и его отцу) во время эксклюзивного интервью.

Вопрос: Хитохира Сенсей, какие Ваши первые воспоминания о доджо?

Хитохира Сайто: Мне случалось обедать за одним столом с О-Сенсеем и он делился со мной, тем что оставалось на его тарелке. Я также помню плач по утрам в детстве из-за того, что я не находил мою маму рядом с собой, когда просыпался. Она всегда было в доджо, помогая О-Сенсею.

Говорят О-Сенсей был очень суровым?

О-Сенсей преимущественно, только демонстрировал техники в других местах, а по настоящему обучал в Ивама и был очень строг. Он бывало, кричал: "Что это за киай: Выйди на улицу и посмотри, сможешь ли ты согнать воробья своим киай!" или кому-нибудь, кто небрежно выполнял ёнкё: " Выйди и попробуй его на дереве! Продолжай это делать, пока не сдерёшь кору!" Даже, будучи ребёнком, я осознавал, благодаря атмосфере царившей вокруг него, что он был великим человеком. Мы бывало склоняли головы в тот момент, когда Сайто Сенсей, мой отец, выходил, чтобы привести его, и оставались в таком положении до тех пор пока О-Сенсей не входил с Сайто Сенсеем, следующим позади него. Мы поднимали свои головы в конце концов для того, чтобы поклониться с О-Сенсеем перед алтарём доджо. Затем мы начинали тренировки с тай-но хенко. Если я сидел рядом с Сайто Сенсеем во время объяснения О-Сенсеем техники шомен учи, меня посылали атаковать О-Сенсея. Однажды моей старшей сестре сказали атаковать О-Сенсея, но она начала плакать и ушла из зала, потому что это было не просто для ребёнка пойти и атаковать О-Сенсея таким образом. Мне сказали идти вместо неё, и я ударил с выкриком киай, на что О-Сенсей сказал: " Так, ты пришёл, не тек ли?" Он бросил меня, но используя свою руку остановил мою голову перед ударом о мат и сказал: "Сейчас осторожно". О-Сенсей был таким добрым человеком. Я помню, как я вышел во двор и наблюдал, как он чистит зубы, когда он вдруг вытащил их, так как они были искусственные, и сказал: "Это забавно, не так ли?" (смеётся).

Сколько Вам тогда было лет?

Я был примерно во втором классе начальной школы. О-Сенсей был все ещё силён в те годы. В последние годы жизни он делал много разогревающих упражнений, но во время, когда я начал тренироваться в Айкидо, он больше преподавал техники.

Когда Вы решили полностью посвятить себя Айкидо?

У меня не было большого выбора, поскольку я единственный сын, даже не смотря на то, что я был ленивым парнем, когда начал тренироваться (смеётся). Я планировал открыть ресторан, чтобы быть способным обеспечивать себя, занимаясь Айкидо. После окончания средней школы, я отправился в Сендай на год учиться тому, как готовить, затем я приехал в Осака для ещё двух лет дальнейшей учёбы. Когда бы мне не выпадал выходной день, я отправлялся в доджо Сейсеки Абе и изучал каллиграфию под его руководством. Я также посещал айки доджо Бансена Танака. Абе Сенсей практиковал мисоги, обливаясь каждое утро холодной водой, чтобы очистить свой дух. Казалось, он выражал аскетику ума посредством каллиграфии. Первоначально он повстречал О-Сенсея в доджо Бансена Танака в Такахама. О-сенсей усмотрел родственный дух в пути мисоги, и начал изучать у него каллиграфию.

Мы посетили Абе Сенсея несколько лет назад и видели несколько изумительных свитков выполненных О-Сенсеем. Вы можете ощутить духовную атмосферу, как только вы заходите в доджо.

Эти свитки блестящие, не так ли. Чтобы лучше изучить О-Сенсея следует почитать его дока (стихотворения) и изучить его каллиграфию. Фотографии и видеоплёнки дают нам, до определённой степени, непосредственное ощущение связи с О-Сенсеем, но его стихи и каллиграфия более тонко связывает нас с ним. Они поистине прекрасны и глубоки.

Абе Сенсей очень хорошо знает стихотворения О-Сенсея, не так ли?

Это правда, я надеюсь он добьётся успеха в своих планах опубликовать собрание каллиграфии О-Сенсея и построить музей посвящённый О-Сенсею. Когда я был ребёнком Абе Сенсей часто посещал Ивама со своей дочерью. Он учёный человек обладающий глубоким пониманием Коджики (Собрание Древних Рукописей), старейшей книги Японской истории, которую бывало О-Сенсей использовал для объяснения Айкидо. Абе много рассказывал мне о Коджики, но поскольку это очень сложно, я боюсь, что у меня в одно ухо влетало - из другого вылетало (смеётся).

Занимались ли Вы Айкидо во время вашего обучения в Сендай и Осака?

В сендай, я тренировался у Ханзава Сенсея, а в Осака я практиковался в доджо Абе Сенсея.

Вы открыли ресторан в Ивама, как планировали?

Да, в 1978 году, но я был молод и глуп, и бывало выпивал по вечерам с посетителями, и не тренировался серьёзно. Я управлял рестораном семь лет, но начал опасаться, что загублю своё здоровье, поэтому я поговорил со своим отцом, и он согласился, что мне следует отказаться от этого бизнеса. Он часто уезжал за границу и нуждался в ком-то, кто бы заботился о доджо, пока он был в отъезде. Это было 11 лет тому назад, и с тех пор я обучаю айкидо всё время. Одиннадцать лет назад я ездил с Сайто сенсеем в Данию и участвовал там в семинаре. В прошлом году исполнялась десятая годовщина этой поездки, поэтому я снова поехал туда с Сайто Сенсеем и несколькими людьми из Ивама, это был великий семинар примерно с 300 участниками.

Какие бы советы Вы дали занимающимся айкидо касательно фундаментальных основ тренировки?

Сайто Сенсей говорит, что тайджитсу, кен и джо техники основаны на ханми. Первым, что вы должны освоить является ханми. Затем вы должны выучить, как правильно выполнять киай. Я полагаю, что тренировки без киай ничтожны. Основатель обладал потрясающим киай. Если вы изучаете истинное будо, вы не можете сбиться с пути, пытаясь имитировать О-Сенсея. К сожалению, люди мало знают об О-Сенсее, поэтому я прилагаю все усилия, чтобы побольше рассказать им о нём. Основу тренировок Айкидо составляет выковывание себя. Вы не можете сделать это, если вы начинаете практику с ки-но-нагарэ (текучие техники КИ). Базовая тренировки заключается в том, чтобы позволить вашему партнёру сильно вас захватить. Делая это, он оказывает вам услугу. Ваш партнёр ограничивает вашу подвижность, и только после этого вы начинаете практиковать технику. Это первый шаг на пути. Одним из наставлений Основателя было начинать тренировку с тай-но-хенко. Вам не следует пренебрегать даже одной тренировкой тай-но-хенко. Это то, чему мы обучаем в Ивама. Очень важно тренироваться упорно в тай-но-хенко и мороте дори кокюхо. Иначе, нельзя даже начать объяснение иккё. Когда вы вращаетесь на передней ноге, и открываетесь в противоположном направлении, как в ура ваза, вам следует выполнять правильное движение тай-но-хенко, ставя пальцы вашей ноги к пальцам ноги вашего партнёра. Ваше тело вращается вокруг большого пальца вашей передней ноги. Убедитесь, что вы вращаетесь правильно. Не так, как в старом способе. Вам нужно тщательно гармонизировать ваши движения с вашим противником, не в общих чертах, рассеянно. Вам следует начать с устойчивых основ.

Точность, необходимая для слияния, является доступным элементом?

Любой может достичь слияния, в общем смысле, но следует начинать с более специфических форм, которые на высших ступенях разовьются в универсальную гармонию, о которой говорил Основатель. Сначало изучите, как объединяться с вашим партнёром "пальцы к пальцам". Затем, как вращаться на передней ноге. Когда вы знаете, как правильно вращаться, вы будете способны выполнять техники ураваза. Невозможно выразить это в словах: это можно постичь только посредством тренировок. Основатель говорил: "Сначало идёт практика." Это не то, чтобы ваш партнёр объединялся с вами, а то, чтобы вы объединялись с ним во всём: "Двигайтесь, открывайте, затем захватите лидерство". Это то, чему О-Сенсей учил Сайто Сенсея. Ошибка на один сантиметр делает невозможным выполнение эффективной техники. Волей неволей вы не можете изменить технику, чтобы она устроила вас. Существует определённый способ для каждой техники. Любой, даже не будучи физически сильным, должен быть способен применить техники. К сожалению люди пренебрегают тай-но-хенко. Я могу судить, наблюдая практику тай-но-хенко и моротедори кокюхо, о том, какой вид практики они выполняют в своём доджо. Мне нет необходимости видеть больше. Я думаю, все основы тайдзюцу Основателя заключены в этих двух техниках и иккё. Трудно найти того, кто был бы способен выполнить правильно технику иккё. Я знаю, это может звучать оскорбительно, но я думаю, что вы не сможете понять Айкидо не начав правильно с этих техник. Если вы не добились мастерства в тай-но-хенко, вы всегда будете заканчивать столкновением с вашим противником в других движениях. Базовая тренировка позволяет вам решать проблемы, вызванные неправильными движениями тела. Это невозможно объяснить в словах, поскольку это имеет более глубокое значение, но я чувствую, что единственным способом изучить это является позволить вашему партнёру захватить вас крепко.

В некоторых доджо ученики практикуются в техниках после того, как учитель показывает их им дважды или трижды, без дальнейшего объяснения, но в Ивама Вы всегда даёте очень детальные объяснения.

Причина, по которой Сайто Сенсей детально объясняет техники, заключается в том, что он бы хотел, чтобы каждый достиг мастерства в каждой технике как можно быстрее. Его методика преподавания является результатом множества ошибок в течении многих лет и учёбы на них. В последние годы своей жизни О-Сенсей демонстрировал техники со скоростью молнии, затем оценивал способности учеников, основываясь на том, как они понимают объяснения. Так как Сайто Сенсей хочет, чтобы каждый улучшил технику быстрее, чем это было с ним, он останавливает своих учеников немедленно вслед за тем, как те совершают ошибку, и обучает их в деталях. Он бы не смог сделать этого, если бы он проводил тренировки легко. Если ваш партнёр всё время поддаётся вам, вы не можете сказать, правильно ли вы выполняете технику. Выполняя сильный захват, ваш партнёр помогает вам понять, делаете ли вы технику правильно или нет. Это не означает, что он должен держать, мешая выполнять технику, поскольку в таких случаях техника может быть изменена, с тем, чтобы взаимодействовать с ситуацией. Вашему партнёру следует захватывать вас крепко, но правильно, чтобы вы учились объединяться с его силой. Это базовая тренировка. Если он препятствует вам, захватывая сверху или снизу, вам следует изменить ваши ответные действия соответственно ситуации. Когда ваш противник старается захватить вас, ведите его умело. Вы доверяете друг другу ваши тела и таким образом вы можете тренироваться серьёзно.

Люди часто говорят, что в Айкидо вы не можете оценить ваши способности, потому что противник сотрудничает с вами.

Это не правда, Вы всегда можете видеть, хороша или плоха ваша техника в любой момент практики. Если вы должны прилагать излишние усилия, ощущаете, что ваш противник тяжёл, или вы сталкиваетесь с ним, то это от того, что что-то не так с вашими движениями или же вы не достаточно открыли его. Нет нужды спорить, работает техника или нет.

Вы имеете в виду, что вашему партнёру следует серьёзно атаковать Вас не тренировке?

Да. Если я говорю: "Ударь меня кулаком", ему следует нанести удар в полную силу. Если я говорю "руби меня", он должен сильно рубить. Или ему следует сильно захватывать меня. Ему нужно атаковать меня изо всех сил и энергии. Конечно если сила уке значительно превосходит силу его партнёра, ему следует атаковать в пол силы для того, чтобы наге смог учиться. Основатель утверждал, что тренировки с ребёнком это хороший способ учиться. Очевидно, что одни люди сильнее других, но если они повредят своему партнёру, они совершат насилие, и это уже не будет айкидо. Некоторые люди думают, что такая тренировка возможна, но я полагаю это непристойностью. Основатель говорил, что мы должны наслаждаться нашей тренировкой, но это зависит от вас, насколько приятной вы сделаете её. Когда вы искренне можете сказать вашему партнёру после занятия: "Спасибо большое, пожалуйста, потренируйтесь со мной ещё" - это и будет лучшая из практик. Если между вами и вашим партнёром нарастает конфликт, и после тренировки остаются неприятные чувства, то такая тренировка не может привести к миру не земле, как этого хотел Основатель. Я бы хотел, чтобы люди получали удовольствие от всех моих занятий. Даже если кто-то получил травму, но всё ещё хочет тренироваться, ему следует предоставить такую возможность. Я предлагаю ученикам предупреждать о том, что если у них болит локоть или запястье. Они всё ещё могут тренироваться искренне, здоровой рукой. Я предлагаю людям, чьи колени болят выполнять техники в стойке, вместо техник сидя. Мы не должны практиковаться безрассудно. Лучшая тренировка, это когда вы заботитесь друг о друге. Основатель защищал подход к тренировке с открытым умом и в Ивама вас может коснуться то же чувство. Он также говорил, что вы можете учиться у всего, что вы видите, если вы только захотите этого. Таково истинное положение вещей.

Даже если кто-то не способен тренироваться каждый день, более важно, чтобы серьёзным было его отношение, не так ли?

Да, Основатель говорил, что даже если вы практикуете субури сотни раз, вы теряете время, если вы не вкладываете в это всю свою энергию. Это не вопрос того, как много тренировок или как много времени вы потеряете на занятиях. Вы не станете мастером автоматически после многих лет тренировки, и вы не будете слабым учеником даже если обучались только два года. Это вопрос того, насколько серьёзно вы развивали себя. Ваша тренировки должна обладать глубиной и бессмысленно тренироваться от случая к случаю. Вы должны прилагать максимум усилий в ваших тренировках. Не важно насколько мало техник вы практикуете, всегда держите в уме, что они должны быть эффективными в реальной ситуации. Будьте предельно серьёзными в вашей тренировке, и не теряйте ни единой минуты. Иногда я вижу людей проводящих демонстрацию в то время, как их техники лишены чёткости, даже не смотря на то, что очень стараются. Это прискорбно, они должны тренироваться тщательней, поскольку они тратят на это так много времени. Следует расслабиться и приложить всю свою энергию.

Тохей Сенсей рассказывал, что не смотря на то, что О-Сенсей говорил своим ученикам использовать всю свою энергию, он сам казался очень расслабленным и не использовал силу.

Когда О-Сенсей говорил: "Используйте всю вашу силу" он мог иметь в виду: "Будьте предельно серьёзными" или "Используйте всю вашу энергию". Я не думаю, что он имел в виду, что люди должны перенапрягаться, а то, что им следует прилагать всё их КИ из самого низа живота. Первоначально, он бывало любил рекомендовать людям расслабиться. Когда Абе Сенсей изучал Айкидо у О-Сенсея, тот всегда говорил: "Айкидо начинается с отпускания всей вашей силы". Вам следует расслабиться и в тоже самое время приложить всю вашу энергию.

Эту концепцию трудно выразить на английском языке.

Я нахожу такие же трудности и в Японском языке. О-Сенсей в одном из стихотворений сказал: "Истинное воинское искусство не может быть выражено в словах или письменах. Если вы попытаетесь сделать это, бог не позволит вам продолжить". Я полагаю это означает, что вы не можете объяснить воинское искусство в словах. Вам следует учиться посредством тренировок. Но в тоже время, вам не следует напускать на себя видимость мудрости. Он оставил два или три подобных стихотворения. Тохей Сенсей - человек обладающий заслуженной репутацией, который был очень усердным в своём обучении. Когда я был ребёнком, Сайто Сенсей бывало говорил, что мне следует стать его учидеши. В Иваме мы сохраняем традицию, не только в нашей тренировке, но также и в повседневной жизни.

Несколько тысяч людей приезжало в Ивама из-зи границы, и должно быть ещё много других, которые мечтали об этом. Пожалуйста, расскажите нам о жизни учидеши и ответственности, которая ложится на них.

Есть две разновидности людей приезжающих потренироваться в Ивама: учидеши (внутренние ученики) и сотодеши (внешние ученики). Для учидеши домом является доджо. В доме вы ежедневно убираетесь и стираете вашу одежду, и содержите в порядке сад, домашняя работа распределяется между всеми. Поскольку территория доджо очень велика, есть достаточное количество сорняков, и остаётся много дел, и без одного или двух часов помощи в поддержании порядка в доджо, нам не обойтись. У некоторых людей есть проблемы с этой Японской традицией, и они уезжают домой со словами: "Это не то, что я ожидал". Но учидеши должны хотеть выполнять работу добровольно и принимать инструкции с благодарностью. Каждый день у учидеши по два занятия утром и вечером. Также в течении дня вы можете попрактиковаться свободно. Сотодеши посещают только вечерние тренировки, а также иногда они помогают нам в уборке по воскресениям. Изучение Японских традиций очень важно. Мы не должны разрывать связь с традицией Основателя только потому, что сюда приезжают люди из-за границы. Приезд в Ивама, означает встречу с О-Сенсеем. Это доджо не изменилось совсем с тех пор, как О-Сенсей был ещё жив. Вероятно единственная вещь, которую мы изменили это татами. Даже туалеты не изменились, они такие же, как были 50 лет назад. И ванные кадушки теже самые, что использовал сам О-Сенсей. Приезд сюда подобен путешествию во времени в те далёкие дни, когда О-Сенсей был ещё жив. Не смотря на то, что О-Сенсей покинул нас, вы можете стать с ним едины духом. По утрам, если идёт дождь, мы тренируемся внутри доджо, но если погода хорошая, мы практикуем кен и джо снаружи. Это очень традиционная тренировка. Такого доджо нельзя найти нигде больше в Японии, не говоря уже о других странах. Эта традиция поддерживается не только в наших тренировках, но также и в повседневной жизни. Тем не менее, я бы хотел, чтобы учидеши изучали Японские традиции и в тоже самое время много тренировались, чтобы стать инструкторами. Вы можете изучать технику и дисциплинировать свой ум одновременно. Ивама даёт для этого все возможности.

Некоторые люди полагают, что нет нужды в практике джо и кен в Айкидо.

Если бы было возможно устранить из этого мира кен и джо, вам бы не было нужды изучать их. Тем не менее, в серьёзных воинских искусствах изучают поклоны, меч, джо и тому подобные вещи, поскольку они существуют. Обучение им, в первую очередь, означает научиться тому, как использовать их. Очевидно, если О-Сенсей видел людей, размахивающих оружием в Хомбу Доджо, он гневался на них, а также он только демонстрировал техники оружия там, фактически им не обучая. Возможно это происходило потому, что в Хомбу Доджо приходили разные люди, чтобы посмотреть тренировки, и О-Сенсей не хотел, чтобы посетители видели, что кен и джо выполняются неверно. Могло бы быть по-другому, если бы там был кто-нибудь, кто бы старательно обучался оружию с самого начала, работая под руководством Основателя. Если бы О-Сенсей видел кого-либо, выполняющим субури, в точности так, как он и хотел, я думаю, что он бы улыбался на их тренировках. Но если люди играли с оружием или экспериментировали с техниками иай, О-Сенсей бывало злился и останавливал их. Я встречал одного из тех людей которые разозлили О-Сенсея таким образом, но он говорил, что О-Сенсей не говорил: " Не используй оружия", а "Кто разрешал тебе практиковать оружие:" Сайто Сенсей работал в 24 часовых сменах на железной дороге, поэтому мог практиковаться в техниках оружия под руководством О-Сенсея через день, целый день. Когда Сайто Сенсей обучал техникам оружия на своих воскресных занятиях в Хомбу Доджо, О-Сенсей наблюдал за ним, широко улыбаясь. Однажды в детстве, когда Сайто Сенсей обучал джо, я подобрал палку и имитировал 31 джо ката. Я слышал позднее, что О-Сенсей наблюдал за этим из своей комнаты с улыбкой на лице. Я думаю, что причиной служила погода или не было людей, которые бы практиковали техники оружия так, как им обучал О-Сенсей. К счастью у нас есть Сайто Сенсей в качестве замечательной модели. Нам следует копировать его пример, с тем, чтобы индивидуально совершить больший шаг вперёд. Это и есть Такемусу Айки, собственное создание индивидуальности. Если вы никогда не использовали оружие, вы никогда не узнаете, как реагировать на ситуацию, в которой вы реально атакованы оружием. Тем не менее, я не стану настаивать на том, чтобы все, кто намереваются добиться мастерства в Айкидо должны практиковать техники с оружием. Основатель практиковал оружие, и оружие существует. Именно поэтому мы и практикуем оружие. Больше нечего об этом говорить.

Все согласны с тем, что духовный аспект очень важен в Айкидо Уесиба Сенсея; что вы делаете для духовной тренировки?

Я не делаю очень много. Дом моего дедушки расположен позади горы Агато в Ивама. Около шести лет тому назад я выполнял там мисоги под водопадом каждый день немногим более года. Я не пропускал ни одного дня, невзирая на дождь или снег. Затем я прочёл статью об одном интересном старике по имени Сасаме, проживающем в горах Отаке Окутама в Токио. Статья рассказывала о том, что он встретил Онисабуро Дегучи, поэтому я почувствовал сильное желание посетить его. После тюремного заключения в Сибири во время войны, Сасаме был репатриирован в год моего рождения и год спустя посетил Ивама. Он повстречал О-Сенсея в Токио, и тот посоветовал ему поехать в Ивама, чтобы помолиться в храме и востановить силы после заключения. Но он уехал назад в Токио, поскольку он боялся О-Сенсея и это привело бы к ссоре, так как они оба были упрямыми. Я научился многому о философских вопросах от Сасаме Сенсея. К сожалению, он умер в этом году. У него также были тесные взаимоотношения с религией Омоте. Он вовсе не был её последователем, но духовная дисциплина, которой он обучал, была близка к религии Омоте в старые дни. Сасаме Сенсей говорил: "Уесиба Сенсей должен был бы отправить тебя ко мне", и у меня создавалось то же впечатление. Основатель говорил, что важным является научиться объединять видимый мир и мир духовный. Я стал в некоторой степени более открыт невидимому миру в результате такого обучения. Я думаю, что мой характер изменился, по крайней мере немного. Я бывал довольно груб, но я повзрослел, чтобы быть способным склонять голову перед другими. Сейчас мне 40 лет, вы знаете это (смеётся).

Есть книга, написанная О-Сенсеем в 1938 году под названием Будо. Могли бы Вы рассказать нам о ней?

Эта книга была написана, когда О-Сенсей был ещё энергичным. Айкидо Основателя не было одной и той же формы в начале, как это видно в его последние годы. В Иваме айкидо сохранилось практически в том же виде, каким оно было в то время, когда Основатель был в расцвете своих сил. Это очень интересная книга для изучения Основателя и истории его техник. Это сокровище, мне бы хотелось, чтобы было побольше книг подобных этой, показывающих айкидо О-Сенсея в возрасте, когда ему было 50 и 60 лет. Сайто Сенсею скоро будет 70 лет, поэтому те, кто начал заниматься айкидо сейчас не могут знать, каким он был в своей юности, за исключением того немногого, что они могут почерпнуть из видеоплёнок и книг. Однако в доджо есть люди, которые обучались с тех пор, когда Сайто Сенсей был молодым. От этих ветеранов можно узнать о том, каким был Сайто Сенсей. Отношения между людьми в доджо должны быть подобны пирамиде. О-Сенсей находится на вершине, за ним Сайто Сенсей, а затем старшие ученики на следующем уровне. Следует учиться у более опытных людей. Также полезно если кто-то сможет найти другие материалы для изучения, а эта книга является прекрасным примером этого. Техники не остаются в доджо, но они остаются в людях.

Примерно восемь лет тому назад, когда возникла проблема возможной продажи Ивама доджо, Сайто Сенсей построил новый доджо. Если исчезнут доджо и старая комната О-Сенсея и другие вещи, думаете ли Вы, что Вы сможете сохранять уникальный имидж Ивама?

Мы можем лишь приложить все наши усилия к этому. Даже если мы потеряем доджо, останется храм. Однако нам не следует быть настолько привязанными к внешней форме вещей. Айкидо О-Сенсея останется неповреждённым даже если исчезнет доджо. Тренировка Айкидо не требует специального места. Пока дух живёт в нём, всё прекрасно. Я был бы счастлив если бы хотя бы ещё один человек понял учение, однако, естественно, мы будем очень грустить без доджо. Если это произойдёт, мы должны установить мемориал.

Есть ли способ, обеспечивающий сохранение доджо?

Было много предложений, включая сбор средств со всех для создания фонда сохранения, или переноса некоторых частей зала для потомков, даже если это только один угол.

Я слышал, что какие-то люди во Франции встретили там Тамура Сенсея и спросили могут ли они демонтировать доджо и переправить его во Францию, за их счёт, вместо того, чтобы позволить разрушать его.

Я могу представить себе людей, желающих иметь доджо. Патриция Хендрикс, наша ученица из Калифорнии, часто говорила, когда приезжала сюда, что в Ивама доджо такая особая атмосфера, которая никогда не переставала освежать её. Мы ощущаем, что Ивама это первоначальный центр мира айкидо, и мы говорим это не колеблясь, даже несмотря на то, что, как я подозреваю, в Токио, Танабе и Аябе говорят тоже самое. Мы верим, что Айкидо началось отсюда. Это важное состояние ума, которое может помочь нам завершить то, что Основатель оставил незавершённым.

Как Вы полагаете, будет развиваться Айкидо с наших дней в дальнейшем?

Это зависит от личного отношения каждого. Если вы готовы к тому, чтобы строго дисциплинировать себя, как того требует воинский путь, то я думаю, что Айкидо будет распространяться бесконечно. Тем не менее, если вы тренируетесь с партнёром, который лишь поддаётся вам, не атакуя вас серьёзно, то оно не будет развиваться вовсе. Совершенно другое дело, если вы практикуетесь исключительно для здоровья и дружеских отношений. В противном случае никто не последует за Основателем. В мире сумо люди платят старшим за доброту тем, что бросают их. Мы можем отплатить за доброту Основателя, следуя за ним. Возможно, мои слова звучат самонадеянно, но я полагаю, что нам следует тренироваться с таким отношением. Нам всем следует старательно учиться у Сайто Сенсея. Это является целью для всех, кто тренируется в Ивама. Вы должны всегда внимательно наблюдать за Сайто Сенсеем и старшими учениками для того, чтобы вы могли развивать себя основательно. Принимая за основу учение Основателя и Сайто Сенсея, я бы хотел много тренироваться и разделять эту практику с каждым, не расплескав ту воду, которую О-Сенсей принёс из родника. Мы несём ответственность за это. Сайто Сенсей несёт самую большую ношу, и я хочу убедиться, что я получу туже самую воду от него. Все те, кто находятся в доджо сейчас, также должны получить это и передать тем, кто следует за нами, а также нам следует первыми испить из этой полной чаши (смеётся). Сперва испей а затем передай это другому, это и означает сохранить эту замечательную традицию. Прежде всего, узнайте об Основателе, а затем добавьте к этому свои оригинальные идеи и совершите рывок вперёд. Прежде чем покинуть нас Основатель сказал: "Продолжайте делать то, что я оставил незавершённым". Мы должны спрашивать самих себя каждый день, что же такое оставил нам Основатель, что мы должны сделать.

Вы собираетесь следовать за Сайто Сенсеем и поддерживать традицию, но есть ли что-нибудь ещё, что бы Вы хотели добавить или развить?

Я думаю, что Ивама айкидо хорошо такое, какое оно есть. Если бы я и хотел добавить к нему лично, я бы хотел выполнять больше духовного тренинга, но я не буду требовать этого от кого-либо ещё. Мне бы хотелось выполнять мисоги, как это делал Основатель, даже несмотря на то, что всё что я делаю может быть не больше чем имитация. Затем я хочу принять ответственность за сохранение традиционных форм, в точности как Сайто Сенсей делал это, прилагая все свои силы. Тем не менее, вы не сможете ничего сделать без хорошей техники. Если вы стали плотником по наследству, но вам недостаёт мастерства, никто не даст вам работы. Успех зависит от индивидуального мастерства. Я приложу все усилия со своей стороны, чтобы не опозорить имя моего отца, но это не так просто жить согласно этим принципам.

Хитохира Сенсей, могли бы Вы сказать ещё пару слов в завершении этого интервью?

Я бы хотел, чтобы все узнали о духовном и техническом учении О-Сенсея, особенно о том периоде, когда он был наиболее энергичен, более, нежели о последних годах его жизни. Им наверняка удастся обнаружить что-то особенное, отличающееся от Дайто Рю. Дайто Рю также прекрасно и нам следует знать также и о Сокаку Такеда Сенсее, но сперва я бы хотел, чтобы все изучили то, каким был О-Сенсей в дни своей молодости.

Однажды кто-то сказал мне: "О-Сенсей устранил боевые техники стиля Джиу джитсу из старого Дайто Рю и создал более величественное искусство", но когда я спросил: "Что же было исключено, а что оригинального в Айкидо?" человек не мог ответить мне. Я не говорю, что все должны практиковать Дайто Рю, но небольшое изучение его может дать нам понимание того, какая часть Айкидо является оригинальной, а какая заимствованной из Дайто Рю. На О-Сенсея также оказывала влияние религия Омоте и такие люди, как Масахиса Гои из Биякко Шинкокай. Говоря об О-Сенсее, этот вопрос о его оригинальности очень важен.

Тем, кто стремится достичь мастерства в айкидо, следует изучать его истоки.

Пока нет никого, кто был бы значительно лучше, чем О-Сенсей.

Как говорил Сасаме Сенсей: "Техники О-Сенсня - это божественные техники, поэтому обычный человек не способен превзойти их, не смотря на то, как бы он усердно не тренировался". Поскольку его техники действительно божественные, нам следует тренироваться настолько усердно, насколько только возможно, для того чтобы следовать позади его.

Я думаю важно иметь отношение, которое говорит: "Я хочу пройти весь путь до той точки, которой достиг О-Сенсей", или: " Я хочу пройти даже дальше". И сделать всё возможное, а не оценивать куда мы уже пришли. Это означает как вы проживёте вашу жизнь, пока вы ещё здоровы физически и духовно.

Это верно. Я бы хотел сказать тем, кто искренне желает изучать айкидо: "Пожалуйста, приезжайте в Ивама, повстречайте Сайто Сенсея и позвольте ему прикоснуться к вашему сердцу и открыть ваш разум". Вы просто не сможете найти такого доджо где-либо ещё.

Хитохира Сенсей, я хотел бы сердечно поблагодарить вас за сегодняшний день.

 

Айки Ньюс, перевод: Олег Овчаренко