О-сенсей

Сертификат Хитохира Сайто

Морихеи Уесиба и Морихиро Сайто PDF Печать E-mail

Процесс выделения новых стилей и направлений начался в Айкидо задолго до смерти ее основателя. К сегодняшнему дню основными считаются:

- мягкий подход, в котором упор делается на круговые (или ки-но-нагаре) техники, предлагаемый Дошу Киссёмару Уесиба из Айкикай Хомбу Додзё, так называемая школа жесткого стиля Ёсинкан Айкидо, возглавляемая Годзо Сиода Сенсеем, подход, в котором внимание акцентируется на концепции "ки", поддерживаемый Койти Тохей Сенсеем, Синсин Тойцу Айкидо, эклектическая система Минору Мотидзуки Сенсея из Ёсейкан Айкидо, и спортивная система айкидо, включающая соревнования, разработанная Кендзи Томики Шиханом. К этим течениям следует добавить и унифицированный курс техник айкидо, сформулированный Морихиро Сайто, 9-й дан Айкикай. В подходе Сайто Сенсея основной упор делается на взаимосвязи техник с оружием и без оружия: букиваза (кен и джо) и тайджицу. Фактически ставший стандартом для многих занимающихся во всем мире, этот подход завоевал столь широкую известность во многом благодаря успеху книг Сайто Сенсея по технике айкидо и его многочисленным зарубежным поездкам.

Введение в айкидо

Паренек 18-ти лет, худой и ничего особенного из себя не представляющий. Таким был Морихиро Сайто, когда он впервые увидел Морихея Уесибу в сонной деревушке Ивама в июле 1946 года. Только что закончилась вторая мировая война, мировое сообщество запретило практиковать боевые искусства в Японии. Основатель айкидо "официально" ушел на пенсию и не покидал Иваму в течении нескольких лет. Однако эти годы в глухом, изолированном от мира районе не стали для Уесибы временем бездействия. Совсем наоборот. Это было время интенсивных тренировок и медитаций. Именно тогда Морихей Уесиба довел свою систему айкидо до совершенства.

Среди немногочисленных учидеши тех голодных лет были Киссёмару Уесиба, Коичи Тохей и Тадаси Абе. Уесиба оказался строгим наставником. Юному Сайто не хватало поддержки и одобрения, приходилось молча терпеть интенсивные, подчас болезненные тренировки. Он вспоминает свои первые дни: казалось, что отработка техник сувари-ваза на деревянном полу додзё продолжалась до бесконечности, колени постоянно кровоточили, раны не успевали заживать. В добавок, так как Сайто был новичком в додзё, именно на нем чаще всего отрабатывали свою технику такие опытные ученики как сэмпаи Коичи Тохей и Тадаши Абе.

Тренировки у Основателя

Постепенно, однако, упорство молодого человека начало приносить свои плоды, и вскоре Сайто Сенсей стал одним из ведущих учеников в региональном додзё основателя. Он стал опорой и поддержкой учителя во всех делах. Более того, ему невероятно повезло с работой. Компания "Джапан Нешенел Рейлвейз" приняла Сайто на работу с графиком "один через один", что позволило молодому человеку проводить много времени рядом с учителем. В дополнение к часам, проводимым на тренировке, Сайто Сенсей помогал Основателю во всех бытовых аспектах, в том числе и в работе по дому и в поле. Хотя времени и сил такая работа отнимала много, а Уесиба был строгим наставником, но и вознаграждение было уникальным - возможность стать тренировочным партнером учителя (особенно для занятий с оружием - кен и джо) практически на 15 лет. Морихей Уесиба обычно тренировался с оружием по утрам, когда большинство учеников не могли присутствовать. Таким образом, частично благодаря упорству и прирожденному таланту к боевым искусствам, частично благодаря гибкому графику работы, Морихиро Сайто стал наследником Морихея Уесибы. И наследие это - совершенная техника Айкидо.

В конце 50-х Сайто Сенсей стал основной движущей силой и одним из ведущих Шиханов в системе Айкикай. Он постоянно тренировал в Ивама додзё в отсутствие Морихея Уесибы. Более того, начиная с 1961 года он начал давать занятия раз в неделю в Айкикай Хомбу Додзё в Токио. Только ему, кроме Основателя, было доверено вести там занятия с оружием. Его тренировки стали очень популярны, и огромное число учеников собиралось по утрам в воскресенье, чтобы попрактиковаться в тайджицу или с оружием. После того, как О-Сенсей покинул наш мир в апреле 1969 года, Сайто Сенсей стал додзё-тё (глава додзё) в Ивама додзё. Кроме того, он стал хранителем Айки-храма, который Морихей Уесиба в свое время построил в Ивама.

Публикации учебников и зарубежные поездки

В 1973 году появилась книга, которой суждено было стать первой в серии из пяти двуязычных учебников (яп.-англ.) по айкидо. С публикацией этих книг, включающих сотни техник по тайджицу, айки кен и джо и каешиваза (контртехники), утвердилась репутация Сайто Сенсея, как наиболее сведущего в технике Айкидо среди Шиханов. А классификация и перечень техник айкидо, разработанные Морихиро Сайто и представленные в учебниках, получили признание во всем мире. К тому же, со временем к учебникам были выпущены соответствующие учебные фильмы, которые, естественно, были встречены с большим энтузиазмом.

В 1974 году Морихиро Сайто впервые выехал для проведения зарубежного семинара в США. Автор данной статьи присутствовал на его семинарах в Северной Калифорнии и отчетливо помнит уважительное изумление участников семинара перед его до мелочей детальным знанием техник Айкидо. Этот факт, да еще очень понятная методика обучения Сенсея (объяснения сопровождались множеством демонстрационных жестов) сделали услуги переводчика практически ненужными. За последующие годы Сайто Сенсей выезжал за рубеж более 40 раз, получаемые же им приглашения на семинары намного превосходят его возможности.

Ивама: Мекка для иностранных учеников

Популярность книг и огромное число зарубежных поездок привели к тому, что Ивама додзё стало меккой для иностранных учеников, которые стремятся получить уникальный опыт по владению оружием (кен и джо). За несколько лет сотни занимающихся приехали учиться в Ивама из-за рубежа. Бывало даже, что число иностранных учеников превышало число японцев. Возможно, секрет успеха Морихиро Сайто среди иностранцев лежит в его уникальном подходе к искусству как взаимодействию традиций и нововведений. С одной стороны, он полностью сконцентрировался на сохранении в неприкосновенности наследства, оставленного основателем. Иными словами, Сайто Сенсей видит свою роль в обеспечении целостности и преемственности, давая возможность, таким образом современным ученикам проникнуть в суть айкидо и понять истоки его происхождения. С другой стороны, он очень творчески подошел в распределении и классификации богатства, полученного от Морихея Уесибы, что позволило выявить его внутреннюю логику и облегчить его передачу будущим поколениям. Ясность методов обучения, предложенных Сайто Сенсеем, получила очень высокую оценку во всем мире.

Система сертификации в оружии (айки кен и джо)

Недавно Сайто Сенсей ввел новую систему оценки инструкторов. В этой системе традиционные сертификаты, написанные от руки (мокуроку), выдаются тем, кто сумел продемонстрировать определенный уровень умений в техниках букиваза. Таким образом, одновременно с традиционным присвоением данов, введена еще одна система квалификации. Ее основная цель - сохранить техники кен и джо в том виде, как они были разработаны основателем, чтобы не нарушить их взаимосвязи с техниками тайджицу. Документ включает имя и детальное описание техник айки оружия, он составлен по образцу традиционных мокуроку, которые выдавались до введения классификационной системы данов. Такая система сертификации достаточно необычна для современных боевых искусств, но очень интересна, и, несомненно завоюет множество сторонников.

На сегодняшний день график Сайто Сенсея также напряжен, как и раньше: утренние занятия посвящены айки кен и джо, вечером он обучает техникам тайджицу. Кроме того, в Ивама Додзё (как и при жизни Основателя) каждый год проходит множество семинаров. Сайто Сенсей оттачивает свою технику, и разрабатывает новые программы тренировок, повышая эффективность методов обучения.

В последнее время среди занимающихся айкидо все больше и больше начинает преобладать тенденция воспринимать этот вид боевого искусства прежде всего как "оздоровительную систему", эффективность же айки техник рассматривается как несущественная часть этой системы. В данном свете мощь и совершенство техники Морихиро Сайто Сенсея имеет особое значение. Благодаря усилиям этого человека, и еще нескольких подвижников, айкидо до сих пор несет гордое название истинного боевого искусства.

Стенли Пранин, Айкидо журнал, перевод: А. Скориковой