О-сенсей

Сертификат Хитохира Сайто

Айкидо и оружие: последнее слово? PDF Печать E-mail

Споры о том, включает ли Айкидо тренировки с оружием, это старинная тема по которой много раз выступали оппоненты с обеих сторон на страницах нашего журнала. Я наблюдал за обеими сторонами и принимал участие в этой дискуссии и хотел бы добавить несколько вещей, которых я не встречал где либо еще.

Во первых, я думаю резонно начать с обзора позиции Морихея Уесибы на предмет оружия. Без приглашения (вступления) в подробную историческую оценку этого предмета, позвольте мне привести несколько фактов. Так мы имеем документально исчерпывающие факты последних десяти лет, основные технические влияния на Айкидо оказало Дайто-рю Айкидзюцу. Учитель Уесибы, Сокаку Такеда, был мастером фехтования и знатоком оружия, потратившим многие годы своего образования на изучение различных видов оружия. Такеда всего лишь внедрил оружие в технику джиу джитсу, как наиважнейший компонент его обучения воинским искусствам в те годы, когда ношение меча было запрещено законом. Будзюцу Такеды было всесторонне естественным и никак не могло рассматриваться, как ограниченное единство техник джиуджитсу. Техники Дайто-рю были построены на принципах меча.

Другой факт: с 1942 и до конца 1950, Морихей Уесиба потратил очень много времени в своем деревенском додзе в Ивама, на эксперименты развития айкикен и айкиджо. Один из его основных студентов, того периода, Морихиро Сайто, был первоучастником-очевидцем этого процесса наполнения знаний и усилий основателя прослеживаемого в айкидо Сайто-сенсея сегодня.

Один из критикующих голосов сегодня, против вышесказанного, звучит примерно таким образом: "О-сенсей был просто любителем (поверхностным участником) в области оружия и никогда по настоящему не развивал эту часть тренировок в окончательном варианте, как тайджитсу или технику пустых рук". Проблема данного взгляда в том, что этот период времени занимает примерно двадцать лет. Возможно, что это достаточный промежуток времени для опытного мастера в воинских искусствах, как Уесиба для интеграции знаний о своем теле через технику. Вспомните, также, что в начале 1937 основатель предпринял конкретные шаги для выставления себя самого, как мастера классического базового оружия Кашима Шинто-рю в своем Кобукан додзе. Его клятва на крови даже оказалась зарегистрированным рекордом этой школы.

Далее более, Я хотел бы обратить внимание, что множество терминов Айкидо техник заимствовано из кендзюцу. Такие слова, как тегатана, шомен учи, екомен учи и шихонаге в чистом виде отражают основу знаний фехтования. Таким же образом, основная характеристика техники движения тела в айкидо, ириминаге, базируется на "тычковом" (колющем) движении и входе с мечем. Существующий факт, что полная концепция ирими или входа заимствована из техники меча.

Давайте будем честны: изучение и практика оружия было долгое время страстью основателя. Те, кто предлагают другие варианты, игнорируют историю Айкидо, либо преследуют политические цели.

Это, однако, исторический факт, что основатель запретил практику кен и джо в Айкикай Хомбу Додзе, ВКЛЮЧАЯ группы Сайто-сенсея. Теперь обнаруженный факт, о чем я хотел бы рассказать сегодня! Это был сюрприз, что нынешнее Хомбу Додзе опубликовало заявление - я ссылаюсь на опубликованные толкования в Додзе-чо Моритеру Уешибы и 8-го дана Масатаке Фудзиты - что тренировка с оружием не является частью Айкидо?

Ответ на данный вопрос, включает или нет тренировочный процесс в Айкидо тренировки с оружием, зависит от определения авторитета, у которого вы консультируетесь. Нет универсально принятого соглашения о том, что же такое Айкидо, только техника или философия. Тем не менее, средний занимающийся смотрит на своего обучающего инструктора, как на окончательный авторитет в предмете им изучаемом. Даже организация не сможет злоупотреблять этой точкой зрения для удовлетворения тренировок индивидуального уровня додзе если нет этой готовности принять и проводить в жизнь правильный набор правил. Так мы серьезно подошли к препятствиям роста и влияющих на группы, которые были показаны много раз.

Как иллюстрация, организация Айкикай Хомбу изнутри - кто официально занимает позицию исключающую тренировки с оружием - хорошо известные мастера, как Шоджи Нишио, Нобуёши Тамура, Казуо Чиба и Митсунари Канай и множество других, включают йайдо в свой курс обучения. Никто не пытается помешать им делать это.

Из этого я заключаю, все споры сводятся к семантической игре слов. Невозможно дать удовлетворяющий ответ на вопрос об оружии и Айкидо, который бы убедил всех. Все аргументы в мире о достоинствах или недостатках таких тренировок не смогут изменить данный факт. Те кто персонально обучают защищая тренировки с оружием, или те кто придерживаются окончательного вывода, что тренировки с оружием несущественное приложение к технике тайджитсу, будут продолжать соответствовать своим пристрастиям. Те, кто убежден, что тренировка с оружием это вред или неподходящее, неуместное занятие для их прогресса в тайджитсу, выбросят оружие все вместе и унаследуют предубеждения оправдывающие их веру.

Последнее ли это слово по данному предмету? Я сомневаюсь в этом, но я надеюсь получить какие-либо новости в будущем для продолжения данного спора.

Стенли Пранин (Генеральный редактор "Aiki Jornal" )