О-сенсей

Сертификат Хитохира Сайто

Интервью с Морихиро Сайто сенсеем PDF Печать E-mail

В этом году (1996 год) Сайто Сенсей отмечает 50-летнюю годовщину занятий айкидо. Он начал изучать айкидо в 1946 году. Это стало началом его, более чем 23-х годичного обучения, в качестве ученика О-сенсея. О-сенсей покинул этот мир в 1969 году, умирая на руках Сайто сенсея. Долгий период отношений учитель-ученик завершился. Ивама доджо и Айки Храм были оставлены на Сайто сенсея. Их и айкидо, которому основатель обучал в Ивама, Сайто сенсей хранит и обучает, не только в Ивама, месте рождения айкидо, но и по всему миру. Первостепенная задача Сайто сенсея заключается в сохранении айкидо в том виде, каким его передавал основатель и не насколько не изменять его. В этом Сайто сенсей является уникальным, поскольку это стало обычной практикой учителей айкидо - развивать свое собственное айкидо. Сайто сенсей продолжает обучать айкидо основателя и оставляет след в айкидо посредством серии книг и видеофильмов. Сегодня, когда Сайто сенсей отмечает свое 50-летие в айкидо, он также является Дай Семпаем в Хомбу Доджо.

В течение недели пребывания Сайто сенсея в Дании мне представилась возможность взять у него интервью. Поскольку у меня накопилось несколько вопросов касательно истоков айкидо, я воспользовался возможностью найти ответы. Сегодня Сайто сенсей один из немногих кто сохранял прямую связь с основателем и один из немногих кто дает информацию из первых рук об айкидо и его истоках.

Вопрос: Тренировался ли Сайто сенсей в других видах будо до занятий айкидо?

Ответ: Да. Я занимался кендо, карате и немного дзюдо.

В: Как Сайто сенсей начал тренироваться в айкидо?

О: Я услышал о таинственном человеке, практикующем неизвестный вид будо и живущем неподалеку от моего дома. Это было в 1946 году и я начал обучение под руководством основателя. Когда я начал тренировки в айкидо, занятия были очень жесткими. В то время мы выполняли много сувари ваза техник, даже если наши колени кровоточили, мы все равно продолжали тренировки! Мы выполняли сувари ваза днем, а затем переходили к чему-либо еще, например, риоте дори и делали это день за днем. Это то, как проводились тренировки в Ивама.

В: В то время когда Сайто сенсей начал практику айкидо, много ли было других учеников в доджо?

О: Да, было несколько учеников в то время. Тохей, Абе, Тонабе, Шиода уже тренировались, когда я начал. Тохей оставался с нами недолго и вскоре уехал, чтобы создать семью. Абе остался на год, а затем уехал во Францию. Танабе остался, но не надолго, так же как и Шиода, который уехал работать на прокатном стане, где и начал обучать айкидо.

В: Кроме Сайто сенсея, кто был учеником дольше всех? И как долго это длилось?

О: Не было других учеников! Особенно если вы имеете в виду обучавшихся

долгое время, тех, кто оставался на год или больше. Большинство студентов оставались не боле 3-6 месяцев.

В: Кто обучал в Ивама, в Токио, когда О-сенсей был в отъезде?

О: Когда Сенсея не было в Ивама, проведение тренировок возлагалось на меня. Я не знаю кто обучал в Хомбу доджо, когда О-сенсей по каким-либо причинам отсутствовал, так как я был в Ивама. Я редко приезжал в Хомбу доджо. В 1960-61 г. г. О-сенсей был полон сил и иногда ездил в Токио, чтобы обучать айкидо, и тем не менее проходило не много времени, прежде чем ученики в Хомбу Додзе вызывали меня и просили забрать О-сенсея домой! О-сенсей доставлял им много хлопот, отчитывая их за то, что они не верно тренировались. В Ивама О-сенсей привык придерживаться собственных тренировок по утрам, и тогда я был единственным учеником, кто участвовал в них. В качестве платы за его особые тренировки я работал на ферме О-сенсея.

В: Где О-сенсей проводил больше времени, обучая, в Ивама или в Токио? И как это изменялось в 40-е, 50-е и 60-е годы?

О: Прежде всего, я хотел бы прояснить тот факт, что О-сенсей был человеком Ивама. Именно здесь он хотел проводить свое время. В 40-е и 50-е годы он практически все свое время проводил в Ивама и иногда ездил в Токио. В 60-е годы О-сенсей чаще ездил в Токио, возможно, он проводил одинаковое время в Ивама и Токио (50/50). Тем не менее, когда О-сенсей заболел в Токио, он сам попросил меня забрать его домой.

Существовала разница между тем, как О-сенсей обучал в разных местах. О-сенсей не обучал оружию в Хомбу Додзе! Правильный риай (связь между орудием и тайдзюцу) не преподавался в Хомбу Додзе, об этом лишь говорилось. О-сенсей обучал оружию и правильному Риай в Ивама. О-сенсей тренировался и учился по-настоящему сурово в Ивама. Развитие в Ивама заняло около 15-20 лет. Развитие началось в 1945 году и завершилось где-то между 1960-65 годами. Айкидо развилось во время этого периода в Ивама.

Я хотел бы сказать несколько слов о той лжи, что существует касательно О-сенсея и его айкидо. К примеру, ложь о том, что в айкидо нет оружия - это действительно злит меня! Я хочу, чтобы об истоках айкидо была известна истина. Я отчасти сержусь на старания Хомбу Доджо скрыть тот факт, что О-сенсей был человеком Ивама, и что в свое время айкидо развивалось именно в Ивама.

 

Мэтс Александерсон