О-сенсей

Сертификат Хитохира Сайто

Традиционное айкидо Сайто сенсея PDF Печать E-mail

Сайто сенсей глава Ивама Айкидо доджо в Японии, официально основной традиционной школы, оставленной сенсеем Уесиба, основателем айкидо. В отличие от многих своих коллег из различных школ по всему миру, Сайто сенсей имеет тенденцию сохранять айкидо на очень реалистичном уровне, и развивать определенные "магические, мистические" идеи.

Айкидо Сайто сенсея основано на таких реалистичных и осязаемых аспектах как совершенное равновесие, чувство времени и системе рычагов - физических принципах, которые каждый может постичь при условии достаточно длительных и жестких тренировок. Видя его в действии, возможно, ясно увидеть это воинское искусство в реальности и ясно понять что происходит. Нет "мистической энергии", которая кажется, приходит ниоткуда:" Сайто сенсей не может бросить кого-либо, фактически не прикасаясь к нему. Не исполняет он также и цирковых номеров типа " несгибаемая рука" и тому подобные, которые мы привыкли связывать с айкидо.

Во время его демонстраций, он снова и снова правдиво утверждает, что если ему противостоит поистине сильный человек способный захватить его руку по настоящему сильно, так что бросок одной рукой невозможен, он просто говорит своим ученикам воспользоваться для помощи другой рукой! Также он демонстрирует, на физических примерах, как и почему работает айкидо. Он просто использует систему рычагов и атакует слабые суставы. Если вы не можете двигать рукой в одном направлении, попробуйте другое направление, в котором вы можете добиться лучшего использования рычага. Это также просто, как и многое другое. Плюс много тяжелой работы, конечно же.

Главная мысль стиля представляемого Сайто сенсеем, которую он хочет довести до всех, что айкидо это не так называемый "мягкий стиль", как многие тренирующиеся в других более жестких стилях иногда высмеивают его как "женское боевое искусство". Это разрушительная (смертоносная) форма самозащиты при правильном использовании.

Также как и с тай чи и внутренними китайскими стилями то, что вы видите в доджо отличается от того что происходит на улице. Поскольку занимающийся выполняет ката медленно, концентрируясь на точном чувстве времени, равновесии и распределении веса, это не означает что это тот путь который он будет использовать в реальной ситуации. В любое время опытный айкидока должен быть способен использовать любую часть техники в согласии с требованием ситуации. К примеру, существует техника использующая давление ладони на подбородок с большой силой и в противоположность общественному мнению, айкидока способен не использовать удары, включая удары кулаком, как того требует ситуация. Сайто сенсей говорил мне, что благодаря базовым тренировкам в айкидо, практикующий способен использовать любую технику любого боевого искусства.

Сайто сенсей говорил, что он был главным учеником Морихея Уесибы после войны. Сегодня существует несколько фракций в иерархии айкидо, но Сайто сенсей единственный претендует на передачу оригинального учения основателя. Он откровенно признается, что Коичи Тохей сенсей в действительности старше его, среди учеников, поскольку Тохей сенсей начал обучение с О-сенсеем до войны. Но он продолжает уточняя, что только после войны О-сенсей в действительности достиг совершенства в искусстве. (Примечание: Ивама это маленький город в ста километрах к северу от Токио, в Префектуре Ибараки. Это местонахождение Храма Айкидо и послевоенного дома О-сенсея Уесиба.)

Эрл: Были ли вы одним из первых учеников Уесиба сенсея?

Сайто сенсей: На протяжении всей истории айкидо, айкидо всегда продолжало развиваться. Я учился в поздний период эволюции айкидо О-сенсея.

Следовательно, это означает, что вы были с О-сенсеем, когда айкидо уже стало таким, какое оно есть сегодня?

После войны О-сенсей завершил развитие айкидо и был счастлив этим, было это примерно в 1948 году. Я присоединился к О-сенсею примерно за три года до этого. Когда я начал заниматься, некоторые техники были очень классическими, а затем представлялись последующие техники (последние и абсолютные техники стиля). Существуют различные мнения на этот счет. Некоторые учителя, обучавшиеся у О-сенсея до войны, считали, что создание айкидо было завершено до начала войны, но некоторые полагают, что создание завершилось в последние годы жизни О-сенсея, как раз перед смертью. Я провел множество исследований на этот счет, читая многие книги О-сенсея и его записи. Я полагал, что именно в 1948 или 1949 году айкидо приняло свою оконченную форму. Когда я смотрел на некоторые книги О-сенсея, которые были опубликованы около 48 лет назад, название айкидо уже существовало, но многие техники были из дзю-дзюцу, и в них использовалось очень много силы и агрессии. Я сравнил их с техниками, которым я обучался у О-сенсея после войны и я обнаружил, что О-сенсей концентрировался на развитии айкидо больше в этот период. К примеру, бросая кого-либо, удерживалось равновесие особенно тщательно. В то время как в дзю-дзюцу, использую агрессию, равновесие иногда терялось. Но О-сенсей выполнял техники так, что после броска, баланс должен был быть сохранен. Любая техника, в которой разрушается равновесие, должна быть модифицирована с тем, чтобы баланс сохранялся.

О-сенсей концентрировался в своих исследованиях на поисках того, под каким углом приложения силы не сталкиваться с силой противника. О-сенсей сосредотачивался на путях выхода за пределы стиля дзю-дзюцу. Затем, в последствии, когда О-сенсей достиг этого, не осталось и следа дзю-дзюцу. Некоторые учителя думают, что в айкидо отсутствуют техники с каким-либо видом оружия. Даже в довоенный период техники ирими (входа), являющиеся уникальными в айкидо, некоторыми людьми считались несуществующими. Некоторые ученики утверждают это. Но несколько книг написанных более 45 лет назад показывают эти техники! Более того, у меня есть надежное физическое доказательство этого.

До войны, О-сенсей был очень занятой личностью, что никто не учился у него достаточно долго. Я обучался у О-сенсея в течении длительного периода, но после войны, когда мы проиграли войну. У О-сенсея не было работы, так что он вернулся в Ивама и вел спокойную жизнь. И благодаря этой спокойной жизни, О-сенсей поставил перед собой задачу совершенствовать меч. И таким образом, пока он не достиг своей цели, он никогда и никого не обучал технике меча. Именно поэтому люди считают, что в айкидо нет техник меча.

Я обратил внимание, что во время семинара сенсей говорил о "старых техниках", которые были более жесткими. Обучает ли он еще им? ( Вопрос, обращенный к сенсею Сабуро Такаяси 4-й дан, старший инструктор Сайто сенсея в Австралии, который переводил беседу.)

Я использовал эти техники только для объяснения того, как были изменены наши техники, но я не учу старым методам. Много раз во время демонстраций я видел, что было много возможностей для сенсея использовать атаку ладонью или просто ударить противника кулаком. Используете ли вы какие-либо удары? В айкидо, если вы хотите быть агрессивным, вы можете это сделать, но любая часть движения может быть использована вами в любое время. Мы можем использовать удар в любое время, поскольку мы сохраняем позицию. Многие люди считают айкидо мягким. Когда вы практикуетесь, ученики всегда выполняют кувырки так, чтобы никто не поранился, но если кто-то использовал бы большое усилие против вас, то без сомнения запястье было бы сломано. Разве не было бы более человечным просто ударить противника кулаком.

В реальной схватке, вы можете нанести удар в любое время, и вы можете выказать агрессию, чтобы прервать бой. Но в тренировке, до тех пор, пока вы не выполните бросковую ступень, ваш партнер не разовьет сильного тела и хорошего равновесия. Выполнение падений также является частью тренировки. У нее значительно более широкий спектр техник, и в любое время вы можете использовать агрессию, а затем завершить свои действия броском. То, что люди видят в доджо в действительности лишь метод тренировки, предназначенный для достижения боевого аспекта.

Так что, если вас атаковали на улице, вы не обязательно увидите то, что можно увидеть в додзё. Правильно ли это?

Да. Если это реальная схватка, это немедленно - вот так (он щелкает пальцами), мгновенная техника. Когда я был молод, я всегда проверял себя в боях с гангстерами на улицах (Сабуро Сенсей вставляет "Сайто сенсей был известным:"). Много раз меня арестовывала полиция, но отпускали, потому что я дрался с гангстерами. Ладонь значительно более опасна, чем кулак. Она не только несет разрушающий эффект, но и жестко опрокидывает человека на землю, затылком.

Чтобы удар ладонью или кулаком был сильным, сила должна исходить из бедер. Движения бедер и ног тренируются в техниках бросков. Если вы всегда тренируетесь в легких техниках, вы не достигнете силы этих частей тела. Сложные техники иногда не реалистичны, но если вы можете выполнять их, более реалистичные будет выполнить значительно легче.

Как и со многими великими воинскими искусствами, интригам (раздорам) всегда найдется место. Почему это так, как вы думаете?

Недовольны ли люди определенными аспектами? Какому стилю вы следуете, или ближайшая история, которой вы следуете зависит от того какую часть истории вы изучили. К примеру, Томики сенсей первоначально был инструктором дзюдо, а затем он начал изучать айкидо, и он попытался ввести в айкидо соревновательную часть дзюдо. Он организовал соревнования в айкидо. Затем он стал продавать свои идеи, как Томики стиль. Это зависит от того, где и когда человек прекратит учебу, нежели от того чему он учит. Если кто-либо не изучил систему целиком, то он может быть неудовлетворен ей, также существует огромная разница между нашим стилем и стилем "Хомбу". Хомбу - это стиль штаб квартиры. Это всего лишь оттого, что стиль сына великого мастера отличается от стиля самого великого мастера. Интерпретация айкидо бывает разной. После войны О-сенсей оставался в Ивама, в то время как сын О-сенсея оставался в Токио. Я (Сайто сенсей) был учеником О-сенсея после войны. Томики сенсей был учеником О-сенсея до войны. После войны, воинские искусства были запрещены и поэтому учителя на какое-то время остались без работы. Так что О-сенсею никуда не нужно было ехать и только тогда он начал свои исследования в айкидо.

Я считаю, что мне очень повезло повстречаться с О-сенсеем в этот период. О-сенсей никогда не обучал учеников Хомбу в использовании джо (деревянной палки), а также меча. Он устраивал демонстрации для учеников Хомбу, но никогда в действительности не обучал их. Меня учил с самых основ, как выполнять захваты и т.д. непосредственно О-сенсей. Я разделил свою жизнь день за днем с О-сенсеем. Мы вместе выращивали урожай и проводили свои жизни в айкидо. Истинное значение учения не исходит из занятий в классе, но из совместной жизни, только так чистая сущность может быть передана.

Думаете ли вы, что именно в этом мы на Западе и теряем?

Это род постоянных тренировок и просто жизни искусством. У меня в Ивама много людей живёт, таким образом, как мы делали это в старые времена, также много европейцев. Трое из них здесь (он показывает на трех австралийцев обладателей черных поясов, которые были в Ивама и тренировались). Мы вместе просыпаемся, вместе работаем, вместе едим и тренируемся (инструктора Сайто сенсея в Австралии, Сабуро Такаями 4-й дан, Дерек Майнус 2-й дан, Мик Марелли 1-й дан (в Сиднее), Барри Найт 4-й дан и Майкл Филд 2-й дан (в Мельбурне) все провели, достаточно много времени живя и тренируясь в Ивама доджо).

(Адресуя следующие вопросы Майклу Филду и Дереку Майнусу.) Не находите ли вы этот образ жизни чуждым неформальному стилю жизни австралийцев, в котором вы были воспитаны? Используете ли вы поклоны и церемонии? Было ли это сложно почти полностью поменять культуру? Я заметил, что вы даже называете себя японскими именами, такими как Дерек сан и т.п.

Дерек Майнус: Я не думаю, что это такие уж большие перемены, ради того чтобы познать или понять другой образ жизни. Именно поэтому мы следуем за Сайто сенсеем и то почему мы придерживаемся сильной техники в Австралии. Поскольку мы просто понимаем, что именно так это и должно делаться. Мы не можем интерпретировать это. Мы не можем сказать " О, это способ выполнения Сайто сенсея, но в Австралии мы должны делать это иначе". Очевидно, существуют различия в культуре. Но, насколько это возможно, мы следуем, как можем. У меня некогда не было проблем с поклонами, поскольку так это делается повсюду. Мы заменили хлопки руками на поклоны. До тех пор пока мы не воспримем любое искусство открытым умом, мы не сможем по-настоящему ухватить его внутреннюю суть, так как вы всегда будете пытаться интерпретировать его; и это помешает. Именно так техники теряют свою силу.

Майкл Филд: Я думаю, если мы не будем кланяться Сайто сенсею, то мы не сможем изучить его техники.

Итак, вы полагаете, что для того чтобы изучать айкидо, нужно полностью проникнуться культурой страны, где это искусство возникло?

Майкл Филд: Вы не можете взять только часть искусства и изучить его в отрыве от всего остального. Вы выучите лишь несколько техник, но не истинное искусство.

Дерек Майнус: Одна из очень важных черт в обучении у Сайто Сенсея - это жесткость тренировок. Техники айкидо предполагают воздействие на тело. Они могут быть достаточно болезненными, не просто травмирующими другого человека, а воспитывающими его тело. Таким образом, во время тренировки мы причиняем, друг другу много боли. Но не для того, чтобы поранить друг друга, не с озлобленным умом. Мы должны чувствовать боль, чтобы достичь успеха. Нет боли - нет достижений.

Кто сегодня старший мастер айкидо в Японии?

Сайто сенсей: Учителей айкидо много, и каждый хорош по-своему. Поэтому ученику следует увидеть много учителей, прежде чем он решит, какого он выберет.

Томики сенсей уже умер, мастер Коичи Тохей, провел некоторое время в Ивама, вместе со мной и обучался у великого мастера после войны. Шиода сенсей ученик О-сенсея. Тохей сенсей тренировался в айкидо до войны в Токио в штаб квартире. Затем он ушел на войну и, вернувшись с нее, возобновил тренировки на некоторое время в Ивама. Много учителей вышедших из Айкикай, Хомбу Додзе. В Европе всевозможные ассоциации поддерживают добрые отношения друг с другом, и когда я приезжаю учить, они все собираются вместе для совместной учебы. Моей мечтой было то, чтобы все ученики объединились в единую семью. Я никогда не прогонял никого из моих учеников. Я поддерживаю единство с нашим стилем.

Мы много слышали о Коичи Тохее сенсее из его книг. Можете ли вы рассказать о его прошлом?

Истинная история Тохея сенсея состоит в том, что он обучался айкидо до войны в университете О-сенсея, университете Киото. До этого он был хорошим дзюдоистом, затем он повстречал О-сенсея в Токио и начал тренироваться в айкидо с ним. Затем он ушел на войну, а когда вернулся, то он уже был учеником О-сенсея и он присоединился к нам. Так что Тохей старше меня в тренировках. Кёсимару сенсей, сын О-сенсея, приходится родственником Тохею сенсею, их жены - сестры. Когда Тохей сенсей уехал обучаться в Америку, я остался присматривать за его доджо.

Какими другими видами воинских искусств вы занимались?

Я тренировался в кендо, немного дзюдо, но больше всего карате.

Поддерживаете ли вы связь с Тохеем сенсеем сейчас?

Нет, сейчас мы потеряли контакт, но я по-прежнему уважаю его. Мне жаль, что Тохей сенсей покинул Айкикай.

То есть произошел разлад и Тохей сенсей организовал свою собственную ассоциацию?

Да.

Я обратил внимание, что ваше айкидо весьма основательно, логично, с хорошим равновесием и чувством времени. Все эти физические аспекты усиливают любое воинское искусство. Что вы думаете о "магических", "сверхъестественных" подвигах силы, которые выполняют некоторые, практикующие айкидо. Например, трюк "несгибаемая рука" или "невозможность столкнуть человека, сидящего на полу" и т.п.?

(Сайто сенсей смеясь отвечает на этот вопрос.) Это их выбор, демонстрировать магические техники.

Верите ли вы в соревновательные поединки?

Если есть правила, то нет реальности. Если нет правил, тогда люди получают травмы. Таки образом соревнования не применимы в воинских искусствах.

Как вы можете определить отличие ваших техник от техник других стилей?

Наши техники мощные, не из-за большого мышечного напряжения, а благодаря лучшей координации тела.

Как насчет будущего айкидо?

Мы подошли к такой ступени, на которой стиль Хомбу и стиль Ивама никогда не пересекутся. Возможно, в будущем у Хомбу стиля возникнут проблемы, поскольку стиль Хомбу сейчас слишком далек от стиля великого мастера. Даже когда мы сталкиваемся с проблемами, я всегда желаю помочь Хомбу. Я надеюсь, что у нас никогда не будет проблем с другими ассоциациями, но если проблемы возникнут у других, я буду стараться помочь им.

(Заключение Эрла: Сайто сенсей доброжелательный, традиционный японский сенсей, заслуживающий уважения всех его учеников. Его техники айкидо близки к совершенству.)

Интервью брал Эрл Монтэгу